Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Игры и упражнения для гиперактивного дошкольника

18.03.2024

 

  Уважаемые, мамы и папы, ваш ребенок с «моторчиком?». Сын или дочь вас не слушает,  устраивает истерики в магазине, невнимательный, часто отвлекается и  импульсивный, а еще не может сидеть на месте, постоянно находится в движении, при этом все его действия спонтанны и непоследовательны, энергия так и плещет через край.

 Не торопитесь причислить своего малыша к гиперактивным только потому, что не можете с ним справиться. Обычно активный и подвижный ребенок — это повод порадоваться.

  Помните, каждый человек рождается со своим темпераментом. И даже если он отличается от вашего, это совершенно не означает, что есть какое-то отклонение от нормы. Если чрезмерно активное поведение носит эпизодический характер или стало ответом на какой-то стресс, то, скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет и осваивает новые эмоции. Как правило, такой ребенок быстро успокаивается и дальше спокойно играет и взаимодействует со сверстниками и взрослыми. 

Детей может утомлять что угодно: от поездки за город до дальних родственников у вас в гостях. Однако если у вас есть реальные подозрения, что ребенок гиперактивный вне зависимости от обстоятельств, — следует свериться со списком самых очевидных симптомов. Гиперактивные дети заметно выделяются в коллективе. Они не могут долго играть в одни и те же игрушки, много двигаются, требуют к себе повышенного внимания, не доводят начатое дело до конца, как правило, эмоционально неустойчивы.

 Для гиперактивных детей характерны:

-суетливость в движениях;

-беспокойный сон;

-отсутствие усидчивости и терпения;

-чрезмерная разговорчивость;

-проявление нетерпения;

-невнимательность;

-небрежность в выполнении поставленной задачи;

-невозможность концентрации внимания на деталях;

-трудности в коммуникации;

-рассеянность;

-отсутствие самодисциплины;

-желание что-то сломать, разрушить, вступить в конфликт.

  Возможным признаком гиперактивности также является желание ребёнка непременно брать в руки любые предметы, отсутствие заинтересованности в прослушивании сказок, неумение составлять из слов завершенные предложения.

Что же делать родителям, как общаться и воспитывать такого ребенка?

  Прежде всего, уважаемые родители, играйте с малышом в интересные для него игры, и постепенно все тревоги и сомнения уйдут. Очень помогают игры, целью которых является коррекция импульсивности, снятие эмоционального напряжения, развитие внимания и самоконтроля. При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других.

  Гиперактивный   ребенок должен быть окружен вашим вниманием, любовью. Как и обычных детей его возраста таких ребятишек стоит водить на кружки, спортивные секции, развивающие занятия. При правильном взаимодействии можно получить неплохие результаты, научить ребенка усидчивости, самоконтролю, самоорганизации, улучшить память, внимание. Для достижения этих целей проводят психокоррекционные занятия в интересной игровой форме. Принципы общения с гиперактивными детьми такие же, как и с обычными детками, только помноженные, минимум, на два.

  Постарайтесь подыграть ему. Если ребенок танцует и поет, то можно включить музыку и сказать, что он — артист, выступающий для игрушек. Или если дети бегают и прыгают по всей квартире, то можно поиграть вместе с ними, представляя себя охотником, а их — зайцами. Главная задача мамы — направлять и вовремя организовывать деятельность так, чтобы она не была бесцельной. В этом возрасте полезны будут игры с пластилином, различными крупами и водой, конечно, под присмотром взрослого.

Варианты игр и упражнений для гиперактивных детей.
«Давайте поздороваемся».
 

По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Кричалки, шепталки, молчалки». 

Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – означает, что можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
«Клубочек»

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

«Игры с песком и водой».
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка.
Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.
Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

«Час тишины и час «можно».
Договоритесь с ребенком о том, что, когда он устанет или займется важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока шума.

 «ПТИЧКА»

Игра развивает мышечный контроль и учит преодолевать импульсивность. Правила: дошкольнику дают в руки небольшую мягкую игрушку. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка. Она очень маленькая, нежная и беззащитная. Посмотри, как она дрожит. Птичка боится коршуна. Поговори с ней, поддержи и успокой». Ребенок гладит птичку и говорит ей добрые слова. Успокаивая ее, он успокаивается сам.

 «ДОЖДИК»

Игра развивает координацию движений, внимание. Она учит подчиняться правилам игры и помогает ребенку эмоционально разрядиться. Правила: Взрослый рисует мелом на асфальте или палочкой на песке домик для себя и ребенка (детей). Это могут быть обычные кружки. По сигналу «солнышко» все гуляют вокруг своего домика, бегают и прыгают. По команде «дождик» нужно спрятаться в домик и скрестить руки над головой, сделав подобие крыши. Кто зазевается – выбывает из игры.

 «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

 Упражнение развивает зрительную память и внимание. Правила: Поставьте перед дошкольником 4–6 игрушек. Попросите запомнить их. Через минуту спрячьте одну игрушку. Ребенок должен назвать игрушку, которая пропала. Для усложнения игры можно добавлять количество игрушек, прятать большее количество, ничего не убирать, а просто менять предметы местами.

 «Что исчезло?»

Инструкция: родитель ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза.

Родитель (психолог) убирает одну иг­рушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло».

 «Слушай хлопки»

Инструкция: родитель договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно марширо­вать на месте, два хлопка — стоять на одной ноге (как аист), три хлопка -прыгать (как лягушка).

 «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»

Инструкция: родитель показывает ребенку игрушку (на несколько секунд), затем прячет ее, ре­бенок описывает игрушку так, как ее запомнил.

 «Волшебный мешочек»

Ребенок рассматривает 7-8 мелких игрушек. Затем родитель незаметно для ребенка кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит: «Потрогай мешочек и догадайся, что в нем лежит». Ребенок ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывает свои предположения. Ро­дитель (психолог) вынимает игрушку и показывает ее ребенку. Игра прово­дится несколько раз.

«Опиши игрушку»

Инструкция: родитель складывает все игрушки в мешочек. Ребенок, поочередно, достает одну игрушку и составляет о ней рассказ-описание.

При возникновении затруднений, можно задать вопросы:

— «Из чего сделана игрушка?»,

— «Какого она цвета?»,

— «Из чего она состоит (что у нее есть)?»,

— «Как с ней можно играть?»

 «Запомни и повтори движения»

Инструкция: родитель показывает три разных движения, ре­бенок смотрит, запоминает и повторя­ет их. Затем демонстрируются четыре движения.                                        

Для развития внимания и памяти рекомендуется также работа за сто­лом на листах: «Корректурная про­ба», «Лабиринты», «Соедини по по­рядку» и др.

  Таким образом, устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей, вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, учитывать особенности ребенка при оценке его действий. А еще необходимо быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.

Желаю удачи!!!

 

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта