Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

«Раннее развитие дошкольника. За или против?»

07.02.2024

Добрый день, уважаемые мамы и папы.

  В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным в наши дни является — интеллект. Из этого многое родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок, ведь в этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее.

  Действительно, новорожденный малыш еще лежит в колыбели, а молодых родителей уже беспокоит не только здоровье, питание, режим крохи, но и его развитие. Не отстает ли он от сверстников, что делать, чтобы ребенок развивался по возрасту или, еще лучше, опережал в развитии других детей?

  Как лучше поступить: обучать малыша, заниматься с ним самостоятельно или отдать в группу развития, ддетский садик, а может, лучше оставить дома с няней или отложить учебу до более позднего времени, не лишать его детства?
 Сегодня от обилия предлагаемых образовательных методов и методик, от названий различных развивающих центров, программ, современных игр и дидактических материалов у родителей голова кругом идет.

Какую же развивашку выбрать? Куда отдать ребенка?
Давайте разбираться по порядку.

Термин «раннее развитие» прочно вошел в нашу жизнь. Вряд ли найдется человек, который хотя бы вскользь не слышал о нем. Возможно, и вы уже столкнулись с именами М. Монтессори, Г. Домана, Никитиных, Н. Зайцева и т. д. Когда говорят о «раннем развитии», имеют в виду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3-4 лет. Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в столь нежном возрасте?
Дело в том, что после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух обоняние, вкус, осязание — ребенку ведь необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Как ему это удается? Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.
Итак, раннее развитие — это:
• неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют специальные упражнения и оборудованные места в доме, что позволяет малышу лучше и раньше овладеть своим телом, быть ловчее, сильнее, чувствовать себя увереннее, физическое развитие напрямую связано и с интеллектуальным;
• специально созданная жизненная среда, наполненная интересными и необычными объектами, которые малыш может изучать и разглядывать;
• разнообразные игрушки, часто из простейших подручных материалов, дающие много самых разных ощущений тактильных, зрительных, звуковых;
• постоянные прогулки и экскурсии, беседы, обсуждения, чтение книг, рисование, музыка и многое другое;
• активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни; это творческий процесс, требующий постоянного «присутствия» в детской жизни;
• возможность получать радость от познания и совместного творчества, желание и стремление сделать жизнь малыша интересной, полной и красочной.
Для чего же необходимо раннее развитие?
Наверно, вам тоже приходилось слышать высказывания некоторых гордых мам: «Я со своим ничем не занималась, и ничего — растет не хуже других!» А если бы занималась? Сколько нераскрытых возможностей осталось в ее малыше! Конечно, такие способности, как мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.
Представьте себя на месте крошечного, еще не родившегося ребенка. Ему тепло и уютно в мамином животе. Он видит свет, слышит звуки, чувствует. Уже в это время он не пассивен: ученые доказали, что он непрерывно воспринимает и запоминает информацию. После рождения включаются все его системы: начинают развиваться зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И, самое главное, включаются мощные механизмы адаптации, ребенок приспосабливается к условиям его настоящей и будущей жизни. Основа всего этого — сравнение и информация. Как отличить желтый свет от красного, если глаз постоянно находится в темноте? Как научиться различать голоса родителей, если вокруг постоянно тишина? Что такое ветер и как на него реагировать терморегулирующим центрам, если вокруг постоянная температура и влажность? Многие из этих процессов проходят на подсознательном уровне, но это не уменьшает значение информации. В ранний период развития мозга (от рождения до трех лет), малыш подобен информационной губке: ему необходимо знать все об этом мире.
Как уже говорилось, информация для ребенка — это не желание и возможность, а необходимость. Рамки Монтессори, кубики Зайцева, карточки Домана, разнообразные игры, игрушки и пособия — все это информация об окружающем мире. Даже особый комплекс упражнений — динамическая гимнастика — это информация о гравитации, пространстве и способностях тела.
 Занимаясь с ребенком ранним развитием, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире.
Каждый ребенок — это самостоятельная личность, он сам вправе решать, кем ему быть и чем заниматься. Решать за него — преступление против личности. Именно здесь корни проблем с психикой и адаптацией ребенка в обществе. Родители могут только помочь ему, предлагая игрушки, игры, пособия, информацию.
Каждый родитель скажет, что видеть ребенка как творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере — предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. База для этого — умение добывать информацию, способность принимать решения и творческий потенциал. Именно на это может и должно быть направлено средство достижения поставленной цели — раннее развитие.
 Раннее развитие — это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.
Как заниматься с ребенком?
Заниматься с ребенком не только нетрудно, но и интересно, особенно, если вы будете придерживаться основных правил.
• Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим — испортить характер ребенка.
• Никогда не заставляйте малыша заниматься, если ему нездоровится или у него плохое настроение.
• Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.
• Не нагружайте малыша знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше займитесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.
• Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, например чтения, математики или физического развития, в ущерб остальным. Важнее всего разносторонне гармоничное развитие.
• Все игры и занятия вводите по принципу от очень простого к простому, а затем к сложному. Если малыш с чем-то не справляется, упрощайте задания.
• Никогда не устанавливайте никаких норм по времени и количеству занятий в день. Предоставьте своему ребенку реальную свободу выбора деятельности и времени занятий, даже если этот выбор кажется вам не самым удачным.
• Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах.
• Радуйтесь каждому успеху малыша и обязательно хвалите его!
• Создайте ребенку развивающую среду. Пусть в вашем доме поселятся разные кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, плакаты, песочные часы, географические карты и календарь на стенах. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать и взрослые иллюстрации и даже альбомы по искусству.
• Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц и других ненужных мелочей) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода.
• Вместе слушайте классическую музыку, музыкальные сказки, держите всегда под рукой краски, клей и пластилин.
• С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания.
• Не забывайте, что высокий интеллект — это еще не самое главное в жизни вашего крохи. Встречаются дети, у которых совсем нет обычных, «ничего не развивающих» игрушек, детей, которые читают только словари и энциклопедии и не играют с уличными детьми в простые, «бесполезные» игры, семилетки, решающие сложные алгебраические задачи и рисующие при этом на уровне трехлетних. У всех этих детей родители, загрузив их очень полезной и интересной информацией, отняли эмоциональность и непосредственность, способность к самостоятельному творчеству.
• Раннее развитие — это не «натаскивание» перед школой, оно не предполагает, что вы будете механически подавать малышу информацию или заниматься с детьми младшего дошкольного возраста по школьной программе.

Формально раннее развитие — это обучение ребенка чему-либо от рождения до трех лет. Но на практике раннее развитие у многих родителей ассоциируется с определенным объемом знаний, многочасовым сидением за партой, чтением, счетом и другими моментами школьной программы. Конечно, от такого развития только вред и выработка стойкого отвращения к обучению к школьному возрасту.
Раннее развитие — это не только обучение буквам, цифрам и компьютерной грамоте. Прежде всего, это развитие произвольной памяти, произвольного внимания, воображения, мышления, различных умений и навыков, которые затем помогут ребенку хорошо учиться в дальнейшем.
Раннее развитие — это не заполнение головы ребенка большим объемом различной информации, а создание прочной базы, которая станет фундаментом для успешного обучения в школе и защитит психику ребенка от перегрузки и стрессов.

Плюсы раннего развития:

-главное преимущество развивающих упражнений — то, что родители активно общаются и взаимодействуют с ребенком. Они разговаривают, смеются, играют и проводят вместе много времени. Благодаря этому малыш растет психологически здоровым и полноценным;

-развитие природного потенциала малыша;

-получение важной для дальнейшего развития информации о людях и окружающем мире, стимуляция любопытства и мыслительной деятельности ребенка;

— равномерное развитие мозга, ускорение психологического развития;

-повышение самооценки: когда в процессе занятий малыш слышит одобрение и похвалу от родителей, у него повышается самооценка и появляется стимул к дальнейшему обучению;

— умение концентрироваться и направлять внимание.

Минусы раннего развития ребенка:

 -часто родители забывают о ребенке, нагружают его занятиями, которые интересны им. Они уделяют много времени изучению новейших методик и при этом не обращают внимания на желания самого малыша. В результате он теряет интерес к развивающим играм и другим занятиям;

-излишняя утомляемость (концентрация внимания на упражнениях и заданиях родителей отнимает у ребенка много сил);

-неподготовленность к занятиям;

-высокий уровень стресса из-за чрезмерных требований родителей;

-стремление родителей любой ценой доказать, что их ребенок лучший.
   Уважаемые мамы и папы, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, что у вас есть желание и хватит терпения заниматься со своим крохой, если вы готовы к тому, что плоды вашего труда взойдут еще нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу, если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, — тогда, прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития.
  Право выбора  всегда остается за вами!

Желаю удачи!!!

 

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта