Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Формирование способностей и одаренности к изобразительной деятельности у дошкольников

09.04.2021

«Надо начинать рисовать с младенческого возраста,
чтобы приучить руку передавать мысли и чувства
подобно тому, как скрипач передает на скрипке то,
что чувствует»

К.П. Брюллов

         Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии психических свойств, процессов, качеств личности. О том, какой большой путь в своем развитии проходит человеческий индивид за первые шесть лет своей жизни, писали многие педагоги, психологи, писатели: К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой и др.

         Велико значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.

         Вопросы возникновения и развития детского рисунка издавна привлекали внимание художников, педагогов, психологов, исследователей детского изобразительного творчества.

         Значение рисования в жизни и развитии ребенка подчеркивали крупнейшие педагоги мира: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци. Они уже предпринимали попытки выделить структурные части, включенные в процесс рисования.

         Известный немецкий педагог XIX в. Ф. Фребель большое значение придавал развитию способностей к рисованию у ребенка. Он подчеркивал, что развитие способностей составляет одну из существенных задач развивающе-воспитывающего обучения человека. Ф. Фребель отмечал, что сила рисования была, не вполне познана и на ее укрепление и дальнейшее развитие не обращалось должного внимания как на неразрывное существенное воспитательное средство человечества – человечество, и прежде всего дети и юношество, до сих пор были лишены одного из самых сильных средств обучения.

         Именно рисование, как бы ни была при этом необходимая затрата сил, при своем применении и выполнении принимает во внимание всего человека, а вместе с тем и ребенка, во всех отношениях его развития и образования. Уже правильное держание карандаша, по его мнению, требует правильного, соразмеренного и свободного держания всей правой руки; а это, в свою очередь, требует соответствующего положения тела и всего корпуса рисующего ребенка. В самом деле, свободное и ловкое держание корпуса предполагает в кругу этой деятельности свободный и ловкий ум. Так как  они оба свободно обуславливают друг друга. Итак, подобно тому, как истинное, свободное и красивое рисование требует всестороннего развития членов, а также и корпуса, точно так же оно требует и свободного, ловкого применения чувств, притом и чувства слуха, и чувства осязания не менее, чем чувства зрения. Но также эта всесторонне удовлитворительная, предварительная подготовка корпуса, отдельных членов и чувств, а значит, и развитие их в целях рисования, требует гармонически развитой души, чувствующего и ощущающего сердца, равно как и мысленно сравнивающего, рассуждающего и познающего ума, сформированного суждения, правильного заключения и, наконец, более или менее ясного, постепенно образующегося во время изображающей деятельности понятия о том предмете, которому нужно придавать ту или иную форму.

         Это образует в рисующем ребенке, наблюдение и внимание целого, способность памяти и воспоминания, дар соединения и изобретения, фантазию, а также прокладывает дорогу к соответствующему применению всех сил человека в образовании форм, обогащает ум, сердце, душу ясными понятиями, истинными мыслями, прекрасными идеями, которые составляют основное условие творчества тех живых и полных жизни образов, оспроизвести которые ребенок давно желает. Оно как законченное приобретение к жизни творческой силы человека пролагает путь для возможности стать, изображая чистые свойства человека сами по себе, вторым творцом самого себя, равно как и творцом, представителем свойств человека и человечности вне себя.   

         Важное место среди работ по детскому рисунку занимают исследования способностей к рисованию. Как они возникают, каков их характер,  специфика проявления и возможности формирования – вот те вопросы, от решения которых зависит способность к изобразительной деятельности.

         Что же такое способности? Как они определяются психологами?

         Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн считал, что способности – это сложное образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе деятельности. Он показал связь способностей и умений: «Формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т.д. Умения, знания остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей». Можно точнее сказать: эти способности создаются художественной деятельностью; конечно, они создаются на основе имеющихся у ребенка задатков, вследствие чего и при одинаковом пути художественного воспитания у разных детей эти способности оказываются и качественно, и количественно различными.

         Какие же компоненты способностей к рисованию выделяют педагоги, психологи и искусствоведы?

         Одним из исследователей, обративших серьезное внимание на проблему способностей, был немецкий психолог Э. Мейман. Отмечая, что отсутствие или низкая одаренность к рисованию по большей части сводятся к двум причинам: отсутствие правильного видения и недостаточная искусность руки. Анализируя и уточняя названную причину неспособности к рисованию, он указывает на недостаточную координацию вспоминаемых образов с движениями, выполняемыми при рисовании или с представлениями о движениях. Объясняя эту причину, Мейман писал о том, что внутреннее видение неспособно управлять рукой.

         Предлагая разные задания по рисованию, он выявил и другие причины неспособности к рисованию:

  1. Не пробуждена воля к анализирующему видению и «замечанию» красок вещей;
  2. Даже при наличии такой воли, анализирующее видение трудно дается человеку;
  3. Неудовлетворительностью зрительных вспоминаемых образов, неудовлитворительностью памяти на формы и краски; отсутствием памяти на пространственные положения;
  4. Неспособностью сосредоточивать внимание на зрительных вспоминаемых образах, особенно в течение самого акта рисования;
  5. Неудовлитворительностью координацией зрительных вспоминаемых образов с движениями, выполняемыми при рисовании;
  6. Недостатком искусности руки.

В заключение Э. Мейман отмечал, что указанные причины могут различным образом комбинироваться у человека. Согласно его концепции, из каждого ребенка можно сделать удовлитворительного рисовальщика, если выяснить его индивидуальные недостатки и преодолеть их путем определенных формальных упражнений.

Анализируя способности к рисованию, известный советский ученый Н.п. Сакулина писала, что условно можно говорить о двух задачах рисования: изображения и выражения, а также о подчиненной им задаче украшения. Следовательно, в процессе обучения рисованию должны быть развитиы способности к изображению и художественному выражению. Автор указывает на то, что способность к изображению и способность к выражению представляют собой два этапа развития способности к рисованию, высшим из которых является способность к выражению. Художественное выражение возможно на разных возрастных ступенях по мере овладения средствами графического изображения и техники рисунка.

Далее Сакулина выделила следующие компоненты способностей к изображению:

  1. Восприятие и связанные с ним представления;
  2. Овладение средствами графического изображения;
  3. Овладение техникой рисунка.

         Основным определяющим компонентом способности к изображению следует считать овладение средствами графического изображения. Развитие этой способности обусловливает приобретением известного объема умений или навыков. А средствами художественного выражения в известной степени служат средства графического изображения.

         Овладение системой движений, нужной для того или иного вида изобразительной деятельности, — длительный процесс и сложный для ребенка-дошкольника. Подчинение движений взору само по себе требует определенного освоения. Малышу более свойственно подчинять движение двигательным ощущениям. Но для получения изображения только двигательного контроля за движением недостаточно. Поэтому у детей надо развивать способность оценки на глаз.

         Важным направлением в формировании двигательной составляющей способности к изобразительной деятельности, и прежде всего к рисованию, является формирование качеств движений.

         Качества движений (плавность, легкость, скорость, ритмичность, свобода и пр.) отрабатываются не сами по себе, а под контролем зрительного восприятия в процессе создания изображения, и необходимость их применения вытекает из задач изображения. Направляя взором действия создания рисунка или скульптурного изображения, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, подстравивая к задачам передачи образа движения своей руки.

         Кинестетические (двигательные) образы, усваиваемые ими, направлены на решение изобразительных задач. Значит, формироваться они должны в процессе решения таких задач. При этом нельзя забывать, что овладения изобразительными движениями руки, приобретение умения изображать предметы и явления средствами рисунка представляется дошкольнику важным и весьма интересным делом. Разумеется, процесс обучения изобразительной деятельности должен осуществлятьсяживо, эмоционально, не превращаясь в «сухие» упражнения.

         Итак, овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения.

         Формирование способностей к изобразительной деятельности ценно не только само по себе. В этом процессе ребенок приобретает такие качества, которые затем дают толчок развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых разнообразных видов деятельности. Этот факт широкого влияния изобразительной деятельности на развитие разных сторон личности человека и его способностей отмечали уже многие педагоги прошлого. Это с одной стороны. С другой, развитие способностей тесно связано с формированием таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность, активность, труболюбие, воля. Без этого хорошая психофизиологическая основа для развития способностей и одаренности к изобразительной деятельности и формируемые на этой основе компоненты способностей к этому виду деятельности в дальнейшем останутся без применения. Поэтому формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением всестороннего воспитания ребенка-дошкольника и подготовки его к школе, которая не сводится к обучению письму, но, как показывает исследование В.И. Слободчикова и его сотрудников, рисование благодаря его важному значению готовит детей к овладению деятельностью учения.

         Способности не являются врожденными, они развиваются под воздействием внещних условий. Большое значение для их развития имеет воспитание и обучение. Воспитание воздействует на развитие способностей на основе задатков, всей структуры личности, типологических особенностей высшей нервной деятельности и формирующегося на этой основе характера.

         Одаренность многими зарубежными и отечественными исследователями определяется как более высокий уровень способностей.

         Что касается взаимосвязи способностей и одаренности, то на современном этапе развития психологии на основе исследований ученые выдвигают такие факторы, как генетические, средовые и воспитания, причем на раннем этапе развития ребенка.     

       Консультацию подготовила     воспитатель по ИЗО       Мотасова Анна Николаевна

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта