Контакты:

Тел.(8652) 520-915 общий
Тел. (8652) 522-194 бухгал
E-mail: unikum-90@mail.ru
dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Готовность детей к обучению в школе

26.10.2011

Готовность детей к  обучению в школе

СЕМИНАР

Проблема психологической готовности к обучению в школе акту­альна сегодня в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Для определения уровня психологической готовности детей к обучению в школе целесообразно выявление степени школьной зрелости. Предлагается несколько способов определения «школь­ной зрелости»: одни специалисты считают достаточным критерием определенную ступень морфологического развития (например, смена молочных зубов); другие связывают готовность с умственным (интел­лектуальным) развитием; третьи считают обязательным условием готовности определенный уровень личностного развития ребенка.

Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: «… готовность ребенка к систематическому обуче­нию в школе («школьная зрелость») — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требо­вания систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка» (М.М. Безруких, С.П. Ефимова).

Это понятие означает сформированность необходимых психологиче­ских предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспо­собиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.

Набор психологических свойств и качеств многообразен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов, тесно взаимосвязанных между собой.

Функциональная готовность

Под функциональной готовностью понимают «соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова). Функциональ­ная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего раз­вития, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени раз­вития сложнокоординированных движений руки.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком необходимого запаса знаний об окружающем мире, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, нали­чие основных представлений о природе и социальных явлениях.

Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального раз­вития — наиболее распространенная ошибка учителей и родите­лей. Усилия родителей направляются на «запихивание» в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле­ний. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопо­ставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность подразумевает и другой аспект: формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Умение выделить учебную задачу означает понимание (или непо­нимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условности учебного общения.

К 6 годам происходит постепенное оформление основных эле­ментов волевого действия: ребенок способен поставить цель, при­нять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное волевое усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собствен­ным поведением пока дается ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у детей умения преодолевать трудности, высказывании одобрения и похвалы, создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, исполь­зовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на опреде­ленной деятельности в течение длительного времени.

Волевая готовность

Волевая готовность к школе — это способность ребенка включить­ся в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность к школе — это желание ходить в школу, приобретать новые знания, занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожими на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положи­тельных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе, само­любие, самоутверждение — все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.

Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте -познавательная потребность, уровень развития которой является одним из показателей психологической готовности к школе.

Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу поз­нания.

Познавательный интерес складывается постепенно. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформиро­вано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

Познавательный интерес можно сравнить с костром: для горения постоянно необходимо «топливо» — новые впечатления, знания, умения. Без «топлива» костер начинает гаснуть. В дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют и удовлетворяют родители. У детей, не получивших необходимого им общения с родителями и другими близкими взрослыми, эта потребность остается неразвитой.

Социально-психологическая готовность

Социально-психологическая готовность к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общать­ся со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребенка со сверстниками. Умеет ли он договариваться с другими детьми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре?

Учебная деятельность — деятельность коллективная, а потому ее успешное развитие становится возможным при наличии дружеского и делового общения ее участников, при умении скооперировать­ся, объединить усилия для достижения общей цели.

Несмотря на значимость каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребенка представля­ется здесь особенно важным. Оно связано с отношением к самому себе, своим возможностям и способностям, своей деятельности и ее результатам. Л.С. Выготский отмечал, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отноше­нии ребенка к самому себе. Он «открывает» свои переживания. Самооценка становится более объективной. Появляется тенденция к обоснованию своих оценок. Это важно для последующего форми­рования умения оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе.

Трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологиче­ской готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно. Дети, не готовые к обучению, требуют спе­циального подхода. И учителю, и родителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связанные с приходом в школу «неготового» к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.

Причиной негативного отношения ребенка к обучению могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в кото­рых он растет. Если малыш воспитывается в обстановке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности, то это неизбежно приводит к нарушениям нервно-психической сферы. В этом случае приходит­ся говорить о торможении (задержке) развития.

Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение ребенка с близкими людь­ми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще дошкольником ребенок порой воспринимает и неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, казалось бы, ничего не значащие неосторожные реплики о школе, учителях, системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем детстве. Дети вос­принимают и эмоциональную окраску этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешку или цинизм.

Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом, а в первую очередь своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребенке желание учиться.

Подготовил Педагог-психолог МДОУ ЦРР – д\с № 69 «Уникум» Мищенко М.В.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта