Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в ДОУ

18.11.2022

Актуальность проблемы

Приоритетной задачей современного дошкольного образования  является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников.

«Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями».

С этой целью для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе  используется парциальная программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» . Она разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.

 В целевых ориентирах ФГОС ДО сказано, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен быть способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Цель работы  по воспитанию на­выков безопасного поведения у детей – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать навыки безопасного поведения в природе, дома, на  улице, в общении с другими людьми, умение заботиться о своем здоровье. Главное- научить детей применять полученные знания на практике.

Для  решения  поставленной цели нами сделано следующее:

—  определено содержание ра­боты  по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем  мире;

— разработаны  перспективные планы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, включающий разделы:

1.«Ребенок и другие люди». Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно — неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций. «Внешность человека может быть обманчива», «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

2.«Ребенок и природа». В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. «Взаимосвязь и взаимодействие в природе», «Будем беречь и охранять природу»

  1. «Ребенок дома». О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предметы, требующие осторожного обращения.

4.Здоровье ребенка. Говорится о профилактике заболеваний, навыках личной гигиены, правилах оказания первой помощи, рассматриваются вопросы психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

  1. Ребенок на улице. Работа по обучению детей правилам дорожного движения.

—  разработаны и подготовлены наглядно-дидактические материалы, пополнена развивающая среда ;

—обеспечено методическое сопровождение данного направле­ния работы.

Воспитание навыков безопасно­го поведения дошколят мы осуще­ствляем на основе желания ребен­ка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдается индивидуаль­ным и подгрупповым формам работы с детьми.

 Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников проходит через все образовательные области, а именно: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

  1. Воспитательно- образовательный процесс осуществляется:
    1. В процессе организации  различных видов  детской деятельности:

-игровой (дидактические и сюжетно- ролевые игры, настольно-печатные игры,  драматизации);

-коммуникативной (изучение слов, выражений, чтение художественной литературы; сочинение  рассказов );

-познавательно-исследовательской (через непосредственное восприятие различной информации во время занятий, экспериментирование);

-музыкально- художественной (поют песни, конструируют, рисуют);

-двигательной (занятия физкультурой, подвижные игры)
2. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (гигиенические и оздоровительные процедуры, наблюдения, труд).

3.В самостоятельной  деятельности детей, в ходе которой педагоги создают соответствующие условия.  .
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
В работе по охране жизни и здоровья  детей мы руководствуемся принципами, сформулированными в программе.

Принцип полноты. Содержание программы должно реализуется по всем разделам.

Принцип системности. Работа проводится системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные  занятия проводятся в первой половине дня. Что же касается игры,  театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти  формы работы могут осуществляются как до обеда, так и во второй половине дня; (каждый день в течение недели рассматривается одна из тем).

Принцип сезонности. По возможности используются местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой. Например, летом изучаем растения и грибы, говорим о безопасности на водных объектах, зимой закрепляем правила пожарной безопасности, безопасности на льду и т. д.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: Одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах.

Принцип интеграции. Данная программа выступает как составная часть комплексной программы.

Принцип координации деятельности педагогов. Например, воспитатель по физвоспитанию, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. Психолог, ведет работу по профилактике и психотерапии детских страхов, преодолению конфликтов.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы доступны родителям, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

2.1.Создание предметно-развивающей среды.

Для работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности в  группах созданы уголки по ОБЖ, в которых  содержатся:

— картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;

-атрибуты к сюжетно- ролевым играм;

— детские рассказы по данной тематике;

— наглядный дидактический материал, плакаты: «Правила поведения на дороге», «Правила личной безопасности», «Правила личной гигиены» ,макет улицы с дорожными знаками, макет светофора;

 -настольно- печатные и дидактические игры: «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Транспорт», «Дорожные ловушки», «О чем говорит светофор?», «Внимание: Дорога «Черный ящик», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку», педагогами были самостоятельно разработаны игры по профилактике безопасного поведения на дороге» и др.

 Использование материально-технического оснащения позволяет эффективнее решать поставленные задачи. В работе мы часто используем ИКТ для просмотра презентаций. Широко применяются в работе интерактивные игры и викторины по ПДД.

 Правильно организованная  развивающая предметно-развивающая среда в группе,  способствует успешной реализации данной темы.

Большая роль отводится методическому сопровождению.

В методическом кабинете в достаточной количестве имеется наглядный материал по основам безопасности: «Безопасность ребенка», «Пожарная безопасность», «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях», «Азбука дороги», «Первая помощь»

В наличии методическая литература по данной теме. Пособия: К.В. Петрова «Обучение детей ПДД»,  Шорыгина Т.А. «Беседы  правилах дорожного движения», комплект модулей по обучению ПДД «Главная дорога». Разработан план мероприятий по обеспечению безопасного пребывания детей в ДОУ, Паспорт дорожной безопасности, регулярно проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни и здоровья детей, инструктажи  с педагогическими  работниками, обслуживающим персоналом, сотрудниками охраны ДОУ по антитеррористической и пожарной безопасности.

2.2. Методы и приемы работы.

Для реализации задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности используются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо.  

  • Метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в доме,  что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
  • Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Реализованы проекты: «Чтобы не было пожаров, чтобы не было беды», «Азбука пожарной безопасности».
  • Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.  
  • Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома».
  • Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.

2.3 В образовательной деятельности мы используем различные формы и работы с детьми, которые включаем в различные виды деятельности

 — занятия: «Опасные предметы», «Безопасность в природе», «Мы- друзья природы», «Правила дорожного движения», «В мире опасных предметов», Не играй, дружок, с огнем;

— досуги и развлечения: «Сказка для Аленушки», «Опасности вокруг нас»; «Прогулка в лес», КВН «Дорожные знаки»,; 

— беседы по всем темам программы: «Если ты один дома», «Растения лекарственные и ядовитые»;  «Если на улице гололед», «Опасные предметы вокруг нас», «Твои двухколесный друг-велосипед» и т.д.

—  Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка»,  -рассказы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; С. Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». — Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; Г. Остер «Вредные советы»; «Семеро Козлят и серый волк», «Белоснежка»

— беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам, по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.

— игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

— экскурсии, целевые прогулки. Например, дети познакомились как выглядит пожарный щит, для чего нужна пожарная сигнализация на стенах и пожарные датчики на потолке; узнали, где пожарный выход, как выглядит огнетушитель. По плану проводятся  учебные тренировки по  эвакуации при ЧС;

— наблюдения стимулируют развитие познавательных интересов, рождают и закрепляют правила обращения с опасными предметами: как пользоваться ножницами, выключить свет, закрыть кран с водой при уходе и т. п. ;

— эксперименты и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, «Почему нельзя есть сосульки?», «Зачем мыть руки?»

-викторины «Мы- пожарные», «Знатоки ПДД», «Чтобы не было беды,  «Его величество электричество» ;

— моделирование заданных ситуаций «Мы едем в автобусе», «Потерялся в городе», «Если в доме пожар». Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения «Контакты с незнакомыми людьми на улице и дома на примере сказочных героев»;

— отгадывание загадок, кроссвордов;

 Организованы просмотры видеороликов, обучающих фильмов по темам: «Противопожарная безопасность», «Уроки тетушки Совы», «Правила дорожного движения»

Также мы предлагаем, детям презентации на темы: «Опасные предметы », «Кто стучится в дверь», «Убережем себя от беды».

— встречи с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС, врачом). Проведены беседы с привлечением медицинских работников «Как правильно оказать первую медицинскую помощь?», беседы с сотрудниками ГИБДД по профилактике ДДТТ.

В  продуктивной деятельности дети закрепляют полученные знания. Мы рисуем, лепим, делаем аппликации. Организуются  тематические  конкурсы детских рисунков «Огонь — друг, огонь — враг», «Азбука безопасности», «Что о безопасности узнали – все в рисунках рассказали», «Не шути с огнем» и др.

2.4 Работа с родителями. Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспи­тания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Большое внимание уделяется  работе с родителями. На каждом собрании  и в беседах, с помощью наглядной пропаганды педагоги  отмечают ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых в деле формирования основ безопасности. На официальном сайте размещаются памятки и консультации для родителей. Родители принимают активное участие в челленджах, направленных на формирование у детей безопасного образа жизни «Возьми ребенка за руку», «Везу ребенка правильно», «Стань ярче» и др. Взаимодействие педагогов с родителями осуществляется на основании перспективного плана работы. Имеется наглядная информация по актуальным темам: «Безопасное лето», «Закройте окна, отвратите беду», «Как засветиться в темноте», «Пристегните самое дорогое», «Осторожно, электроприборы» и др. Памятки для родителей размещены на сайтеhttps://stavsad69.ru/category/%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d0%be%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c/

Обеспечено информационное сопровождение мероприятий на сайте ДОУ.

В результате нашей работы:

  1. У детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем  мире связи и отношения.
  2. Появилась потребность утвердиться  в своём отношении к окружающей   действительности, следовать правилам поведения в определённых ситуациях.

    Вывод: Таким образом, систематическая работа по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности  формирует  у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в социуме.

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта