Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития  в условиях семьи

28.12.2021

Профилактика – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска

Путём специальных воздействий на детей во многих случаях удаётся предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.

Своевременна профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психологических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий,  включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.

Первичная профилактика речевых нарушений начинается ещё до рождения ребёнка путём создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий.

Здоровье подрастающего поколения зависит от ряда условий, связанных главным образом с экологией, её влиянием на иммунную, нервную и эндокринную системы.

К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощённость патологией речи. Как правило, речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья.

Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребёнка: следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребёнком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.) и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно.

Родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребёнка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

В семье обязаны знать требования, которые нужно проявлять к речи ребёнка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены:

  • Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме;
  • Не следует в начальный период развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту;
  • В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребёнка («сюсюкают» процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребёнку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда;
  • Окружающие ребёнка люди своей плавной чёткой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребёнка быстрого темпа речи, «захлёбывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребёнка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.
  • Ребёнок в этот период должен быть ограничен от пребывания в конфликтных ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него мероприятиях. Социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной речи можно разучивая с ребёнком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией, сопровождая движениями, совершаемыми в определённом темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребёнка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, чётко произнося слова, договаривая окончания
  • Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.
  • Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.
  • Важнейшим средством психического развития является детская игра. Детская игра мотивируется потребностями познания и необходимостью приобретения знаний и умений, которые им понадобятся лишь в дальнейшем.
  • В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр. включение дидактических игр способствует сенсорному развитию ребёнка, формирует понятия, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом. Подбор игрушек и пособий, приёмы руководства взрослых игрой детей должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.
  • Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного в дальнейшем обучения детей грамоте. Готовность ребёнка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознать звуковой строй языка, т. е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определённую последовательность. Обучение детей различать звуки ведёт к развитию как внимания к звуковой стороне речи, так и слуховой памяти.
  • Необходимо помнить, что устную речь у ребёнка надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороне, но и в плане специальной тренировке её внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, чёткости звукопроизношения, интонационной выразительности.

 

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

  1. С первых дней жизни ребёнка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы обихода во время бодрствования малыша, при этом чаще давайте возможность видеть своё лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;
  2. Необходимо понизить зашумленность среды: выключить ТВ, видео, радио и т.д. включать их ребёнку только на время активного прослушивания или просмотра ( от 3 до 15 минут за один раз)
  3. Поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнёт разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать;
  4. Не поправляйте ребёнка в произношении, в построении фразы, а говорите «да» (знак того, что сообщение понято) и давайте правильный вариант произнесения. Например: «Да. Федя хочет сок».
  5. Говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим взрослым..
  6. Развивайте артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения: есть, грызть, жёсткую пищу; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции;
  7. Развивайте мелкую моторику: массируйте пальчики, давайте работать с мелким материалом: бусинки, крупа мозаика и т.д.;
  8. Поощряйте любопытство стремление задавать вопросы;
  9. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми

 

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта