Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Правильно ли говорит ваш ребенок?

16.11.2021

   Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно: появление речи — один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Очень часто родители встречаются с различными нарушениями речевого развития детей. Порой ребёнок действительно нуждается в особом внимании, а иногда родители просто предъявляют завышенные требования к речи ребёнка и ждут от него результатов, которых малыш просто не в состоянии достичь в силу своего возраста. Поэтому родителям необходимо знать показатели речевого развития, которыми ребёнок должен овладеть к определённому возрасту. При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к двум годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей чаще стали встречаться различные формы задержки речевого развития.

  В развитии речи ребёнка особенно важным и наиболее продуктивным является период от 1 года до 3-4 лет. В течение этого времени ребенок овладевает основными закономерностями языка: учится понимать обращённую речь,  у него формируется и развивается связная речь, правильное звукопроизношение, он учится правильно согласовывать слова в самостоятельной речи. К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов. В основном,  это  существительные:  названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, наречия «здесь» и «сейчас», прилагательные  «большой» и «маленький», реже — глаголы.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как А, У, О, И; звуки Э, Ы могут заменять созвучием [ЙЭ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят, в речи преобладают мягкие согласные. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: «ко» или «моко» вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: «Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!».

 К трём годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. Дети трёх лет уже говорят развёрнутыми предложениями. В три года у детей появляются первые обобщённые слова: игрушки, обувь, одежда. В этом возрасте ребёнок уже употребляет слова с различными формами окончаний (стол–столы, рисует чем–карандашом). Дети допускают ошибки, свойственные их возрасту, например, «ест ложком, окны». До четырёх лет эти ошибки считаются нормой.

Иногда ребёнок может надолго застревать на первых словах – дальнейшее накопления словаря не происходит или слова носят «лепетный» характер и непонятны для окружающих. Тревожным симптомом это будет считаться к четырём годам.

Что касается звукопроизношения, то в этом возрасте ещё встречается смягчённое произношение звуков: сянки, тиква; но свистящие (С, З, Ц) уже начинают произноситься правильно. Шипящие звуки ребёнок может заменять. Вместо «шапка» говорит «тяпка», «сяпка», «сапка». Это норма. Если Вы замечаете, что ребёнок не говорит или неразборчиво лепечет, нужно выяснить два основных момента:

хорошо ли понимает ребёнок речь окружающих, имея сохранный слух;

не нарушена ли подвижность речевых органов: это могут быть легкие параличи мышц языка, когда язык малоподвижен, ребенок не может выполнить простые движения языком по заданию взрослого: вытянуть губы в трубочку или высунуть язык; наблюдается повышенное слюнотечение, или ребёнок говорит сильно «в нос» (гнусавость).

Если это наблюдается у ребёнка, то необходимо обратиться за консультацией к логопеду и  детскому неврологу.

К четырём годам малыш правильно произносит свистящие звуки (С, СЬ, З, ЗЬ), использует в речи сложноподчиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные», рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали. К четырём годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов. Он умеет говорить, соблюдая нормы грамматического оформления предложений. Четырёхлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. В этом возрасте исчезает смягчённое произношение звуков, шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) могут произноситься недостаточно чётко. Не у всех детей ещё формируется звуки  Р, Л.

К пяти годам ребёнок правильно произносит шипящие звуки:  Ш, Ж, Щ.  В его речи появляются сонорные звуки: Р, РЬ, Л. Могут встречаться ошибки при различении похожих звуков (Ш-Ж, Ч-ТЬ). Ребёнок может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, из личного опыта, передавая хорошо знакомые события. Высказывания становятся развёрнутыми, полными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. В пять лет дети используют в речи прилагательные, наречия, предлоги точно по смыслу. Учатся согласовывать существительные с числительными (например, «нет пяти яблок»).

  С шести до семи лет речь детей характеризуется следующими признаками:

 — расширяется запас слов, в речи используются синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением (например, ягоды, транспорт, мебель и т.д.);

  закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимениями;

дети образуют по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных (шапка из меха – меховая, высокий — выше);

—  используют в речи предложения разных видов;

дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы по плану, по картине, серии сюжетных картинок; умение составлять небольшие рассказы из личного опыта;

звуковая сторона речи в этом возрасте усвоена полностью, звуки дифференцируются на слух и в произношении.

        Ребёнок за период дошкольного детства практически овладевает речью. Обращаем ваше внимание, что речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребёнка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие. Овладение речью – это не процесс имитации готового, «впитывания» образцов, а процесс творческого познания, поиск правил, по которым строится собственная речь. Даже очень маленький ребенок может создавать собственные, уникальные высказывания. Остается только удивляться, как такую сложную работу и в такой короткий срок совершает такой ещё маленький человечек!

       Однако нередко наблюдается несформированность тех или иных речевых навыков. Дети употребляют неправильные окончания, не умеют подобрать нужное слово, выделить звук из слова, неправильно произносят один или несколько звуков в речи. Эти особенности речи могут повлечь за собой трудности при дальнейшем обучении в школе.

       Если Вы замечаете, что речь Вашего ребёнка формируется недостаточно правильно, обязательно обратитесь к логопеду и  детскому неврологу.

 

     

  

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта