Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошкольнику

08.02.2021

 Уважаемые родители, ни для никого не секрет, что в жизни любого ребенка-дошкольника книга играет огромную роль. Ведь, ребенок, безусловно, верит ей. Книга знает все, к ней можно обратиться за советом. С ней всегда интересно, всегда попадаешь в какие–нибудь приключения. Вспомните, мамы и папы, как нам, в детстве взрослые говорили, что книга – лучший друг, она в беде не бросит и не подведет. Речь, разумеется, идет только о хороших книгах, а детская книга обязана быть хорошей. Здесь Вам, родителям следует внимательно следить за тем, что читают дети, и умело направлять их интересы. Не забывайте, что каждому возрасту соответствует свой круг чтения. Если ребенок схватится за книги для взрослых, то пользы будет очень мало, так как она непонятна ему. В таких произведениях много условностей.

  Самое важное в том, чтобы процесс накопления знаний, почерпнутых из книг, протекал параллельно накоплению жизненных наблюдений. Нужно, чтобы маленький ребенок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга.

  Писатели желают научить ребенка храбрости, отваге, мужеству, справедливости. Велика сила художественного слова. Нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть дошкольника, сидящего за книжкой. Художественное слово учит.

  Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим безусловно занимаются родители. Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
  Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. 

  Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития.

Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
  Да, не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
  Поэтому, с самого раннего возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
  Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

  Детский писатель С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать. Ребенок, приученный к книге, обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. 

  Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Процессом восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой ребенок осознает воспринятое, проникает в его смысл. Ребенку необходимо «увидеть» главный персонаж, понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний. Важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение.

  Ребенок-читатель активно содействует героям и переживает с ним все происходящие события. Он как бы переживает жизнь героев, относится к ним личностно – любит одних, презирает других. Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

  С ранних лет приучайте малыша относиться бережно к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Можно собирать с ребенком его детскую библиотеку, где будут произведения разного содержания, разных жанров (проза, повести, сказки, стихи, фольклорные жанры).

 Настоящая детская книга должна быть с четкими, яркими, доступными пониманию ребенка, иллюстрациями. Так, например, самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой» — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

 Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

 Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

 Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

 Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

 Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Иллюстрациям следует уделить особое внимание: ведь от них не только зависит, какими будет ребенок представлять героев произведения. Для маленького, еще не научившегося читать ребенка именно иллюстрация — главный канал восприятия текста. И поэтому хорошая книжная иллюстрация должна на просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание. 
 Прежде всего, откажитесь от компьютерной графики: яркие, на первый взгляд, картинки, на самом деле аляповаты, холодны, не несут в себе ни любви, ни тепла души создавшего их художника.

Очень большое значение играет и цвет. Вопреки распространенному мнению, детям нравятся вовсе не яркие прямые цвета, а нежные, спокойные полутона. К тому же богатство оттенков развивает у ребенка способность к восприятию цвета. 

Детям до пяти лет желательно выбирать книги, где картинки есть на каждой странице, иначе ребенку будет неинтересно слушать. Для самых маленьких лучше, чтобы иллюстрация приходилась на каждое предложение или поэтическую строчку.

 Постарайтесь познакомить детей с творчеством крупнейших мастеров книжной графики: сдержанной красотой работ В. Конашевича, талантливыми стилизациями под русский лубок В. Билибина и Ю. Васнецова, веселыми, озорными и дружелюбными картинками Ю. Чижикова. Вообще, иллюстрации в детской книге вовсе не обязательно должны быть реалистичными, но слишком смелые авангардистские эксперименты обычно тоже не нравятся детям. Проследите, какое выражение лица у персонажей выбранной вами книги: если даже положительные герои выглядят злыми, неприятными, лучше поставьте книгу на место: даже самая страшная баба-яга или трехголовый дракон не должны пугать ребенка, у него с самого начала должна быть твердая уверенность, что добро обязательно одержит победу над злом.

  Не стоит недооценивать и роль пейзажа: очень важно, чтобы ребенок представлял себе, хотя бы в самых общих чертах, на фоне каких декораций разворачиваются описываемые события: как выглядит лес, где заблудилась Машенька, джунгли, в которых жил Маугли, что растет на севере Швеции, куда летел вместе с дикими гусями Нильс.

  Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.

Итак, уважаемые родители, подводя итог данной консультации хочу сделать выводы:

  • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
    •Чаще говорите с ребенком о ценности книги;
    • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
    • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
    • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
    • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
    • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
    • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
    • Чаще устраивайте семейные чтения.

ПОМНИТЕ: БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ, КОГДА ОН ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛУШАТЕЛЕМ.

Желаю приятного чтения!!!

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта