Контакты:

8(8652) 520-915 общий
8(8652) 522-194 бухгалт
E-mail: dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Индивидуальные особенности усвоения детьми графических навыков

20.10.2020

Исследователи детского изобразительного творчества подчеркивают необходимость овладения техникой для создания рисунка, для развития способности к изображению. Способности формируются в деятельности, которая состоит из ряда компонентов: знания, навыки, умения, творчество. Отсутствие какого-либо компонента будет влиять на протекание деятельности и, следовательно, на формирование способностей. Значит, формирование способностей к рисованию будет зависеть от того, насколько верно сформированны и технические навыки – один из компонентов этой деятельности.

         Таким образом, для нормального формирования способностей к рисованию большое значение наряду со способностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно развитие движений его рук, координация рук и глаз.

         Для творческого решения изобразительной задачи необходимо владеть техническими умениями. Стимулом к развитию и использованию умений является творческий замысел, эмоциональная и волевая направленность на создание определенного изображения, на выразительную характеристику явления.

         Может возникнуть мнение, что такого рода творческой направленности достаточно для того, чтобы отрабатывались технические навыки и приобретались умения. Но практика показала, что в большинстве случаев техническая неумелость и беспомощность тормозят реализацию творческого замысла с первых штрихов рисунка.

         Владение основными навыками техники позволяет приступить к реализации замысла. Здесь вступают в силу эмоционально-волевые процессы творчества.

         Как показывают исследования Н.П. Сакулиной, Е.Ф. Рыбалко и др., способности к рисованию у разных детей проявляются по-разному, с большими индивидуальными различиями. Дети по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа у доски, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного образа, а нужно, чтобы рука кинестезически восприняла движение, почувствовала его. Таким детям после общего показа следует показать это движение, взяв руку ребенка в свою. Некоторые же дети осваивают движения с еще большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «збывает» движение, и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать и так и этак, а ничего не получается. Формирование движений рук у таких детей требует пристального внимания в течение длительного времени, пока правильное движение не закрепится окончательно.

         Все сказанное об индивидуальных различиях в усвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети производят движения быстро, энергично, и некоторая неточность движения их не смущает, а интересует лишь общая направленность его. Другие стараются произвести как можно более точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во всех ее деталях. На первых порах движения этих детей могут быть несколько замедленными, осторожными, затем становятся все более уверенными, смелыми, но точность от этого не страдает. Некоторым детям точность движений не удается и при большой их осторожности.

         Овладение формообразующими движениями в младшем возрасте является той основой, на которой затем строится усвоение более сложных технических навыков и умений.

         Наличие отработанных в предшествующих возрастных группах навыков владения карандашом и кистью позволяет старшим детям быстро и смело наносить линии контура и покрывать рисунок цветом. При этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. И дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.

         Следовательно, необходимо заботиться об овладении всеми детьми техникой рисования. И это очень важно, так как изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей: в процессе изобразительной деятельности, и особенно в рисовании, осуществляется умственное развитие. Для того чтобы изобразить предмет, явление, событие, ребенку необходимо иметь отчетливое представление об этом и умение передать его в графическом виде.

         И.П. Павлов отмечал, что прежде чем совершить какое-либо движение, человек его производит мысленно, на основе сформировавшегося кинестезического представления. Рисование – деятельность орудийная, а исследования психологов и педагогов подчеркивают особую роль орудийной деятельности в интелектуальном развитии, так как в орудии обобщен опыт многих поколений. Ум ребенка – говорят наши и японские специалисты – на кончиках пальцев.

         Рисование способствует овладению детьми графическими навыками, облегчает им усвоение письма.

         Особую ценность имеет рисование в эстетическом, художественном воспитании, в формировании у детей способностей и одаренности. И большую роль в этом играет овладение детьми графическими навыками и умениями, от чего зависит использование средств художественной выразительности.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта