Контакты:

Тел.(8652) 520-915 общий
Тел. (8652) 522-194 бухгал
E-mail: unikum-90@mail.ru
dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Материалы для рисования и способы их использования

27.09.2019

«Рисунок – интереснейшая область художественного творчества.
Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительных искусств.
Живописные полотна и архитектурные проекты,
скульптурные монументы и театральные декорации —
все начинается с того, что художник берет в руки карандаш.
В рисунке возникает и оформляется авторский замысел».
Плотникова Е.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения.

Художники в своем творчестве используют разные материалы: разнообразные краски (масляные, гуашь, акварель, темперу), соус, уголь, сангину, пастель, графитный карандаш и многие другие. В современном изобразительном искусстве используются еще более разнообразные технико-выразительные решения, более свободное соединение разных изобразительных материалов.

И в детском изобразительном творчестве также могут использоваться разнообразные краски, карандаши, сухая и масляная пастель и т.п. Необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник. К «мокрым» относится рисунок в технике туши, мокрого соуса, акварели, гуаши. Особо выделяется техника пера.

Работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастелью относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.

Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Кисть – мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка без особых усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых кинестезических представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.

Чтобы рисунки получались выразительными, радовали детей, необходимо научить детей владеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх.

Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Поэтому необходимо заранее приготовить воду. Лучше всего использовать пол-литровые стеклянные банки: в них вмещается много воды, и не требуется частая смена ее во время работы. Нужны также мягкие тряпочки, хорошо впитывающие воду, чтобы осушить кисть после промывания и проверить, чисто ли она вымыта и можно ли набирать краску другого цвета. Для кистей следует иметь подставки. Ни во время рисования, ни после не нужно оставлять кисти в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, и рисовать кистью становится трудно. По окончании рисования сразу же следует собрать кисти, прополоскать их в чистой воде, и убедившись в том, что они хорошо промыты, поставить ворсом вверх для просыхания.

Первые краски, с которыми знакомиться малыш и которыми учится рисовать – гуашь. Можно использовать краски в специальных наборах или в отдельных флаконах. Краска эта густая, и перед рисованием ее нужно развести водой. Гуашь – кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.

Акварель. Есть разные наборы акварели в коробках. Лучше приобретать акварель, залитую в металлические или фарфоровые кюветики, а не сухими плитками, так называемую школьную.

Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Делается это на палитре. На ней же смешиваются краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.

Давая детям акварель, следует сразу показать приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую, не касаясь их при этом ворсом кисти, так как иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.

Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он не постоянен, он зависит от того, сколько воды добавлено в краску.

Если требуется покрыть цветом большое пространство листа, следует учить детей готовить краску нужного оттенка на палитре. Если же каждый раз брать краску из кюветика, то оттенок будет получаться разный, и рисунок закрасится неровно.

Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми.

При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. При повторном проведении кистью краска ложится неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается.

Карандаш – твердый: при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги, например, при закрашивании неотрывное движение туда-обратно.

Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим – более светлый цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

Овладение карандашной техникой рисования считается необходимым и потому, что контурный линейный рисунок – основа изображения. Линия передает контур предмета; она призвана определять границы формы. Не умея рисовать линию, ребенок не сможет и правильно передать форму предмета. Сходство же изображения с реальным предметом достигается в основном при правильной передаче его формы.

Твердость карандаша позволяет отчетливее, чем при рисовании кистью, почувствовать сопротивление материала в процессе рисовального движения, яснее ощутить характер движения, его направленность. Это особенно важно для отработки формообразующих движений.

Наиболее распространенными, используемыми для рисования являются наборы цветных карандашей.

Карандаши должны быть всегда хорошо отточены.

Следует приучать детей, попользовавшись карандашом, класть его в коробку и после этого выбирать другой – нужного цвета. Иногда дети перекладывают использованный карандаш в левую руку, а правой берут другой. Постепенно в левой руке оказывается насколько карандашей. Они мешают рисовать: дети не могут левой рукой придерживать лист бумаги, он вертится, и рисунок получается неаккуратным. Бывает, что дети кладут использованные карандаши на стол, рядом с коробкой. Карандаши рассыпаются, падают, ломаются.

Иногда дети, желая получить более яркий цвет, смачивают карандаш, беря его в рот. Разрешать этого не следует и по гигиеническим соображениям, и потому, что после смачивания карандаш дает более бледный цвет, рисунок получается неровным. Нужно учить детей закрашивать рисунки, равномерно нажимая на карандаш, и чуть сильнее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги, а также следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движения: закрашивать более быстрыми движениями середину изображения, а потом медленно, осторожно у линии контура.

Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи. Постепенно дети научатся регулировать размах движения руки при закрашивании в зависимости от величины изображений.

Угольный карандаш «ретушь» выглядит как обыкновенный черный карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Угольный карандаш хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.

Сангина – короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины, действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Постепенно дети усваивают способы работы угольным карандашом и сангиной, и их рисунки становятся более интересными, выразительными. При этом хорошее владение техникой работы уже знакомыми материалами (кисть, карандаш) оказывает положительное влияние на овладение новыми материалами.

Для рисования детям можно давать и пастель – короткие палочки мягких тонов. Пастель позволяет передавать мягкие переходы оттенков разных цветов. Но это очень хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной осторожности в работе, свободного владения своей рукой, умения регулировать рисовальные движения по силе. Хрупкость пастели и недостаточно высокий уровень овладения детьми другими материалами для рисования могут вызвать трудности.

Для рисования хороши и фломастеры, они дают яркий, сочный цвет, рисовать ими легко – стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш. Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами.

Очень интересный материал для рисования – цветные восковые мелки – короткие восковые палочки. Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков.

Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует конец мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него при рисовании: согреваясь в руке, мелок ломается.

Давая детям цветные восковые мелки, следует обратить их внимание на то, что при закрашивании рисунка нельзя добиваться сплошного цвета, так как мелок ложится на бумагу фактурно, с просветами. Благодаря тому, что мелок дает фактурную линию, получается мягкий приглушенный цвет.

В работе с детьми нужно использовать и сочетание разных материалов в одном рисунке. Это позволяет добиться большей выразительности изображения; то, что трудно передать одним материалом, дополняется другим.

Выразительно выглядят рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с гуашью. Цветные восковые мелки хорошо сочетаются с акварелью и в сюжетном, и в декоративном рисовании. При соединении с акварелью вначале все рисуется цветными мелками, а затем покрывается акварелью. Можно начинать с акварели, а потом рисовать мелками (акварель не растворяет мелки, и затеков не происходит).

Сочетание угольного карандаша, сангины и белой гуаши при рисовании позволяет передать цветовой контраст – темные силуэта на фоне белого цвета.

В ряде случаев можно добиться выразительности рисунка, сочетая гуашь и цветные карандаши.

Выразительное решение изобразительной задачи достигается при рисовании акварелью по «сырому», когда мягко растекающаяся краска образует плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта