Контакты:

Тел.(8652) 520-915 общий
Тел. (8652) 522-194 бухгал
E-mail: unikum-90@mail.ru
dou_69@stavadm.ru

Адрес:

355031, Ставропольский край, город Ставрополь,
проезд Шевелёва 18 А.

Психологическая готовность к школе

14.05.2019

Психологическая готовность к школе

     Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

     Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

— мотивационная готовность (желание учиться);

-эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);

  -интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

Мотивационная готовность подразумевает:

  • Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;
  • Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;

 

 

  • Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
  • Способность адекватно оценивать себя.

      Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:

  • Умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
  • Умения  ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Интеллектуальная  готовность включает в себя:

  • Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и  явления окружающего мира;
  • Следующий уровень интеллектуальных процессов:

— умение выделять существенное в явлениях  окружающей действительности;

— умение сравнивать, выделять сходное и отличное;

— умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

  • Обучаемость:

— усвоение нового правила работы;

— перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;

— уровень развития обобщения (например, роза – цветок низкий уровень, роза – цветок –растение – живая природа высокий уровень).

  • Сумму  усвоенных знаний;
  • Речевое развитие:

— усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;

 

— развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);

— осознание словесного состава речи.

            Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная  в начальной школе, а не специальная, связанная  с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

            В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы детей

 6 – 8 лет:

  1. Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.
  2. Неполные зрительно-пространственные представления.
  3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
  4. Недостаточное развитие внимания.
  5. Недостаточное  развитие произвольности поведения.
  6. Нарушение формирования учебной мотивации.
  7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
  8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
  9. Высокая утомляемость.

     Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.

     Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей  конкретные пути решения проблемы.

    

 

 Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:

  • Педагогическая запущенность,
  • Отставание в психическом развитии,
  • Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»),
  • Признаки гипер- и гипоактивности,
  • Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),
  • Астенизация, сниженная работоспособность,
  • Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).

     Итак, уважаемые родители, к концу дошкольного возраста должны быть развиты  физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.

     Физические качества– качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели.

     Интеллектуальные качества– это качества, характеризующие развитие интеллектуальной  сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

     Личностные качества –  это качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие.

      Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

      Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.

 

Рекомендации родителям по подготовке детей  школе

просты:

  1. Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.
  2. Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности —  игре.
  3. Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную,  двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную  деятельность детей.
  4. Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно-полезными  и психологически-безопасными.
  5. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.
    1. Способствуйте общению ребенка со сверстниками.
    2. Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.

Удачи вам, уважаемые родители!

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта